На основі проведених автором у 1980-х рр. розкопок у статті подано огляд стратиграфії, влаштування та планування святилища біля перевалу Гурзуфське Сідло в історичному розвитку протягом античності й середньовіччя.
В святилище у перевала Гурзуфское Седло (1434 м над уровнем моря) на Главной гряде Крымских гор сосредоточены остатки разновременных культовых комплексов, поочередно существовавших, начиная с VII—VI вв. до н. э., до позднего средневековья. Уникальная сохранность самого памятника и найденных в нем вещей дает возможность изучить особенности устройства святилища на разных этапах его бытования. Для античной эпохи характерно использование в обрядах жертвоприношений челюстей крупного рогатого скота в сочетании с множеством вотивных предметов, нередко представленных античным импортом. В конце I в. до н. э., в связи с распро
странением обрядов сожжения и появлением пантеона, был сооружен ритуальный комплекс. Основными конструктивными элементами его структуры явились культовые площадки для сожженний и для помещения даров, множество жертвенных ямок и зольник. Создание комплекса связано с расцветом, который переживало святилище в первой половине I в. н. э. Наиболее ценный раздел коллекции, имеющей ряд особенностей, составляют серебряные и бронзовые статуэтки. В позднеантичное время обряды сожжения исчезли из культовой практики, территория святилища значительно уменьшилась. В христианский период на его территории сооружались храмы.
Remains of cult complexes existing at different times beginning from the 7th-6th cent. В, C. to the Late Middle Ages are concentrated in a sanctuary near the Gurzuphian Sedlo pass (1434 m above the sea level) on the Main ridge of the Crimean mountains. A unique safety of the relic itself and things found there makes it possible to study peculiarities of the sanctuary lay-out at different stages of its existence. The ancient world is characterized by usage of cattle maxilla with a great number of votive subjects, often represented by ancient imported things, in sacrifice ceremonies. At the end of the 1st cent. В. C. a ritual complex was erected to meet propagation of cremation rites and advent of a pantheon. It consisted of cult grounds for cremation and for placing gifts, of many sacrifice pits and an ashpit. The complex owed its creation to the flowering of the sanctuary in the first half of the 1st cent. A. D. The most valuable part of the collection embraces silver and bronze statuettes. In the late ancient period cremation ceremonies disappeared from the cult practice and the sanctuary territory considerably decreased. At the Christian period the territory was used for erection of temples.