Наукова електронна бібліотека
періодичних видань НАН України

Проблема походження скіфів в сучасній історіографії

Репозиторій DSpace/Manakin

Показати простий запис статті

dc.contributor.author Мурзін, В.Ю.
dc.date.accessioned 2024-03-18T12:32:40Z
dc.date.available 2024-03-18T12:32:40Z
dc.date.issued 1984
dc.identifier.citation Проблема походження скіфів в сучасній історіографії / В.Ю. Мурзін // Археологія. — 1984. — Вип. 46. — С. 22-31. — Бібліогр.: 48 назв. — укр. uk_UA
dc.identifier.issn 0235-3490
dc.identifier.uri http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196955
dc.description.abstract Как известно, существует два различных подхода к вопросу о происхождении скифов. В первом случае поиски генетических истоков скифов ведутся в направлении местного доскифского населения Северного Причерноморья. Сторонники иной позиции появление скифских племен в Северном Причерноморье связывают с продвижением последних из глубинных районов Азии в VII в. до н. э. Данные точки зрения традиционно противопоставляются друг другу как взаимоисключающие и несовместимые. Однако при анализе работ Б. Н. Гракова и А. И. Тереножкина, наиболее крупных защитников упомянутых точек зрения, можно выяснить, что первый допускал участие в окончательном сложении скифов некоторой группы кочевого населения, проникшего в степи Северного Причерноморья в VII в. до н. э., а второй никогда не отрицал наличия в скифском этносе определенного местного субстрата. Иными словами, в формировании скифов как этнической единицы участвовали, по мнению этих ученых, как местные, так и пришлые этнические компоненты. В таком случае «автохтонная» и «традиционная» теории реально отражают различные стороны одного и того же этногенетического процесса, протекавшего в VII в. до н. э. на степных пространствах юга европейской части СССР. Из этого следует, что и существующие противоречия по вопросу о сложении скифской культуры (по М. И. Артамонову, она возникает под влиянием переднеазиатской цивилизации, по Б. Н. Гракову формируется на местной северопричерноморской основе и, наконец, по А. И. Тереножкину, складывается в глубинных районах Азии) весьма относительны. Все три точки зрения реально соответствуют процессу сложения скифского этноса на основе местного и пришлого элементов, проходившего в условиях переднеазиатских походов. Действительно, в скифской культуре VII—VI вв. до н. э. достаточно различимы три элемента: переднеазиатский, местный и восточный. С первым из них мы связываем защитное вооружение воина и боевого коня, некоторые образы звериного стиля, определенные тенденции в развитии скифского монументального искусства. Местные истоки проявляются пока в бытовании у скифов катакомбных могил, многих типов лепной керамики, постепенно затухающей линии развития геометрического искусства. Наконец, восточный вклад в скифской культуре представлен стремячковидными удилами, трубчатыми псалиями, наконечниками стрел, акинаками, навершиями. Естественно, данное деление по группам может уточняться и изменяться. Однако мы уверены, что, только идя по пути выяснения реального удельного веса различных слагаемых скифской культуры, можно уяснить процесс ее формирования и тем самым до некоторой степени определить роль автохтонного и пришлого компонентов в сложении скифского этноса. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Інститут археології НАН України uk_UA
dc.relation.ispartof Археологія
dc.subject Статті uk_UA
dc.title Проблема походження скіфів в сучасній історіографії uk_UA
dc.title.alternative Проблема происхождения скифов в современной историографии uk_UA
dc.type Article uk_UA
dc.status published earlier uk_UA


Файли у цій статті

Ця стаття з'являється у наступних колекціях

Показати простий запис статті

Пошук


Розширений пошук

Перегляд

Мій обліковий запис