Анотація:
Как известно, существует два различных подхода к вопросу о происхождении скифов. В первом случае поиски генетических истоков скифов ведутся в направлении местного доскифского населения Северного Причерноморья. Сторонники иной позиции появление скифских племен в Северном Причерноморье связывают с продвижением последних из глубинных районов Азии в VII в. до н. э.
Данные точки зрения традиционно противопоставляются друг другу как взаимоисключающие и несовместимые. Однако при анализе работ Б. Н. Гракова и А. И. Тереножкина, наиболее крупных защитников упомянутых точек зрения, можно выяснить, что первый допускал участие в окончательном сложении скифов некоторой группы кочевого населения, проникшего в степи Северного Причерноморья в VII в. до н. э., а второй никогда не отрицал наличия в скифском этносе определенного местного субстрата. Иными словами, в формировании скифов как этнической единицы участвовали, по мнению этих ученых, как местные, так и пришлые этнические компоненты. В таком случае «автохтонная» и «традиционная» теории реально отражают различные стороны одного и того же этногенетического процесса, протекавшего в VII в. до н. э. на степных пространствах юга европейской части СССР.
Из этого следует, что и существующие противоречия по вопросу о сложении скифской культуры (по М. И. Артамонову, она возникает под влиянием переднеазиатской цивилизации, по Б. Н. Гракову формируется на местной северопричерноморской основе и, наконец, по А. И. Тереножкину, складывается в глубинных районах Азии) весьма относительны. Все три точки зрения реально соответствуют процессу сложения скифского этноса на основе местного и пришлого элементов, проходившего в условиях переднеазиатских походов.
Действительно, в скифской культуре VII—VI вв. до н. э. достаточно различимы три элемента: переднеазиатский, местный и восточный. С первым из них мы связываем защитное вооружение воина и боевого коня, некоторые образы звериного стиля, определенные тенденции в развитии скифского монументального искусства. Местные истоки проявляются пока в бытовании
у скифов катакомбных могил, многих типов лепной керамики, постепенно затухающей линии развития геометрического искусства. Наконец, восточный вклад в скифской культуре представлен стремячковидными удилами, трубчатыми псалиями, наконечниками стрел, акинаками, навершиями.
Естественно, данное деление по группам может уточняться и изменяться. Однако мы уверены, что, только идя по пути выяснения реального удельного веса различных слагаемых скифской культуры, можно уяснить процесс ее формирования и тем самым до некоторой степени определить роль автохтонного и пришлого компонентов в сложении скифского этноса.