Статтю присвячено аналізу концепції О.А. Пламеницької щодо походження та розвитку скельної церковної архітектури
басейну Дністра. Особливу увагу приділено аналізу матеріалів Бакотського монастиря.
В статье анализируются работы О.А. Пламеницкой, посвященные пещерной церковной архитектуре бассейна
Днестра. Дискуссионной, по мнению автора, является гипотеза исследовательницы о группе скальных монастырей региона как о «миссионерском центре, подготовившем христианизацию славян». Часто тезисы О.А. Пламеницкой не подкреплены источниками, например, об использовании пещер региона гетодаками и сарматами в
качестве некрополей. Значительное место в работах исследовательницы занимает Бакотский пещерный монастырь. Ее попытка реконструкции ансамбля монастыря не согласуется с обстоятельствами открытия пещер и ныне
существующими архитектурными элементами объекта. В целом уровень исследованности пещерно-церковных
памятников региона следует признать недостаточным для масштабных выводов и обобщений.
The article is devoted to some works of O.A. Plamenytska about cave church architecture of pool of Dniester, whos
opinion about group of rock monasteries as the missionary center for the Slavs is debatable, in the author’s opinion. Often,
O.A. Plamenitska’s theses are not supported by sources, as, for example about use of caves of region Heto-Dacian and
Sarmatians as necropolei. The significant place in works of the scholar borrows Bakotski cave monastery. Her attempt to
reconstruct of ensemble of a monastery is not coordinated with circumstances of opening of caves and nowadays existing
architectural elements of object. As a whole it is necessary to recognize a level of study of cave-church monuments
of region insufficient for scale conclusions and generalizations.