На основі нових археологічних матеріалів з Північного Кавказу, у статті розглядаються питання походження і хронології компонентів, які входили до складу Новочеркаського культурного комплексу передскіфського часу.
Статья посвящена рассмотрению таких компонентов Новочеркасского культурно-исторического комплекса как двукольчатые удила, трехпетельчатые псалии и бронзовые длинновтульчатые наконечники стрел. Археологические материалы, выявленные в последнее время на Северном Кавказе, позволяют проследить их эволюцию и генезис, а также уточнить хронологические рамки использования — IX — начало VII вв. до н. э. Культурологический анализ позволяет часть имеющихся в Предкавказье памятников Новочбркасского типа считать отдельными, вероятно, дружинными погребениями внутри существующих там местных культур: древнемеотской и кобанской, которые поддерживали тесные контакты с кочевниками. Материалы Северного Кавказа свидетельствуют о не совсем удачном употреблении термина «культура Новочеркасского клада» для обозначения памятников ранних кочевников предскифского времени, в силу некочевнического характера собственно Новочеркасского клада и составляющих его компонентов. В то же время нельзя отрицать культурного своеобразия этой группы памятников, которая наряду с уздой, известной по Новочеркасскому кладу, включает в себя элементы, связанные происхождением с кочевым миром («киммерийское» искусство, бляхи, луницы и т. д.). В настоящее время наиболее верным представляется отнесение кочевнических комплексов Новочеркасской группы памятников к кругу памятников киммерийской культуры.
The paper considers such components of the Novocherkassy cultural-historical complex as two-ring bits, three-loop psallas and bronz long-bush arrow-heads. Archaeological materials detected recently in the Northern Caucasus have permitted tracing their evolution and genesis as well as refining chronological ranges of their use (the 9th — beginning of the 7th century BC). The culturological analysis has allowed considering a part of Novocherkassy type monuments from the Caucasus inde-pendent probably body-guard bureals inside the local cultures existing there: ancient meotskian and kobanskian which had close contacts with nomads. The materials from the Northern Caucasus testify that the use of the term «culture of the Novocherkassy hidden treasures» is not quite apto denote the monuments of the earlier nomads of the Pre-Scythian time since the Novocherkassy hidden treasures proper and its components are not of nomad character. At the sametime it is impossible to deny a cultural peculiarity of this group of monuments which includes elements connected in its origin with the nomad world («Cimmerian» fine arts, plates, lunilsas etc). At present it seems most probable to refer the nomad complexes of the Novocherkassy group of monuments to the monuments of the Cimmerian culture.