Наукове уявлення про монарха як постать ритуальної сфери звичне й усталене в історіографії.
Пропонована стаття є першою спробою показати його справедливість і для Русі IX—X ст., ґрунтуючись на літописному матеріалі, що розглядається як рештки міфологізованих переказів.
Статья представляет собой попытку рассмотрения летописных записей IX—X в. как демифологизированной исторической традиции, сложившейся в дохристианские времена. Одним из результатов такого подхода является возможность исследования сакральных факторов генезиса княжеской власти на Руси, до сих пор остававшихся вне внимания отечественной историографии.
Автор полагает, что на Руси, как и повсеместно, начало становления феномена «монарха» должно быть выведено за пределы классового и экономического анализа и рассматриваться как элемент сакральной сферы. Делается вывод о сакрализации личности князя и представлениях о державе как о «плоти монарха».
В статье выдвигается гипотеза об отражении в летописи факта существования в Киеве «сакральной диархии» в IX—X вв. Кроме того, автор приходит к выводу о наличии в летописных преданиях реконструированной еще Д. Д. Фрэзером мифологемы «умерщвляемого царя». Вместе с восстанавливаемой на летописном материале мифологемой «княжеской свадьбы», хорошо знакомой по т. н. «волшебным сказкам», она представляет собой свидетельство бытования единого комплекса представлений языческой Руси об отправлении и передаче власти князя.
The paper presented is an attempt to study chronide records of the 9th-10th cent, as ,a demythologized historical tradition formed in the pre-Christian period. One of the results of such an approach is a possibility to study sacral factors of the princely reign genesis in Rus that were beyond the attention of the home historiography till recently.
The author supposes that in Rus, as everywhere, the beginning of the phenomenon "monarch” consolidation is to be put out of the limits of the class and economic analysis and to be considered as an element of the sacral sphere. A conclusion on the sacralization of the prince personality and representation of the state as a "monarch’s flesh” is made.
A hypothesis is advanced on reflection of the fact that the "sacral diarchy” existed in Kiev in the 9th and 10th cent. Besides, the author concludes that in the chronicle tales there is a myttiolohema of the "sacrificed tsar” reconstructed by D. D, Fraser. Being taken together with the mytholohema of the “prince’s wedding” reconstructed on the basis of data from chronicles and well-known from the so-called "fairytales”, it serves as an evidence of existence of a single complex of notions in the pagan Rus on prince’s reigning and on the transfer of the prince’s reign.