Наукова електронна бібліотека
періодичних видань НАН України

Мушлі як елемент вбрання населення салтівської культури (за матеріалами біритуального могильника Червона Гірка)

Репозиторій DSpace/Manakin

Показати простий запис статті

dc.contributor.author Аксьонов, В.С.
dc.date.accessioned 2023-12-09T10:59:31Z
dc.date.available 2023-12-09T10:59:31Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.citation Мушлі як елемент вбрання населення салтівської культури (за матеріалами біритуального могильника Червона Гірка) / В.С. Аксьонов // Археологія. — 2022. — №. 1. — С. 101–113. — Бібліогр.: 34 назв. — укр. uk_UA
dc.identifier.issn 0235-3490
dc.identifier.other DOI: https://doi.org/10.15407/arheologia2022.01.101
dc.identifier.uri http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196084
dc.description.abstract У статті розглянуто знахідки мушель та виробів зі стулок раковин річкових молюсків, виявлені у складі прикрас та елементів одягу в похованнях біртуального могильника салтівської культури біля с. Червона Гірка. Проаналізовано варіанти їх використання у вбранні представників тюрко-угорського етнічного компоненту салтівського населення басейну Сіверського Дінця. uk_UA
dc.description.abstract В восьми захоронениях (семи ингумациях и одной кремации) могильника Красная Горка на Харьковщине были обнаружены подвески из морских раковин моллюска Cypraea moneta (погр. 53, 176, 180, 191, 195, 311) (рис. 1: 2, 19, 20; 2: 15, 32; 3: 11; 4: 19; 5: 9) и подвески, изготовленные из створок речных моллюсков Unio pictorum или Anodonta (погр. 53, 185, 309) (рис. 2: 16, 33, 34; 6: 23—29). Подвески присутствовали в погребениях детей (погр. 53, 180, 185, 191, 195, 309) и молодых женщин детородного возраста (погр. 176, 311). Расположение украшений из раковин в погребениях указывает, что они нашивались на одежду и головной убор (погр. 309), входили в состав нагрудных съемных украшений (погр. 176) (рис. 5: 15), украшали сумочку, которая подвешивалась к поясу (погр. 185, 191, 311) (рис. 2: 17; 3: 1; 4: 1), вплетались вместе со стеклянными бусами, бронзовыми бубенчиками и бронзовыми спиралевидными пронизями в косы погребенных людей (погр. 53, 180, 195) (рис. 2: 1). Расположение подвесок в захоронении 309 позволяет утверждать, что три подвески украшали головной убор ребенка, будучи пришитыми в районе висков и на макушке (рис. 7: 2). По расположению бус, бронзовых пронизей, бубенчиков и еще четырех подвесок из стенок раковин моллюсков (рис. 7: 1) видно, что ворот одежды ребенка в районе шеи был украшен пришитыми монохромными бусинами и бисером, а четыре подвески из раковин были пришиты на одежду ребенка в районе груди (рис. 7: 3). Полихромные бусы (глазчатые и полосатые) вместе с бронзовыми литыми бубенчиками и бронзовыми пронизями были вплетены в косички ребенка (рис. 7: 4). В исследованных погребениях подвески из раковин выступали в качестве амулетов-оберегов. Связь данных украшений с водной стихией, их форма и цвет (белый/перламутровый) указывают, что они имеют отношение к культу Луны и являются символом Великой Богини — матери/ прародительницы всего живого и дарительницы всех жизненных благ. uk_UA
dc.description.abstract In eight burials (seven inhumations and one cremation) of the Chervona Hirka burial ground in Kharkiv region, there were found the pendants made of sea shells of the mollusk «Cypraea moneta» (burials Nos. 53, 176, 180, 191, 195, 311) (figs. 1: 2, 19, 20; 2: 15, 32; 3: 11; 4: 19; 5: 9) and pendants made of the valves of river mollusks («Unió pictorum» or «Anodonta») (burials Nos. 53, 185, 309) (figs. 2: 16, 33, 34; 6: 23—29). The pendants were present in the child’s burials (burials Nos. 53, 180, 185, 191, 195, 309) and young women of childbearing age (burials Nos. 176, 311). The location of shells jewelry in the burials indicates that they were sewn on clothes and headwear (burial No. 309), they were a part of removable breast ornaments (burial No. 176) (fig. 5: 15), a handbag decoration that was hung to the belt (burial Nos. 185, 191, 311) (figs. 2: 17; 3: 1; 4: 1), also they were woven together with glass beads, bronze bells and bronze spiral beads into the braids of buried people (burials Nos. 53, 180, 195) (fig. 2: 1). The arrangement of the pendants in the burial No. 309 allows asserting that three pendants adorned the child’s cap, being sewn at the area of the temples and on the crown (fig. 7: 2). By the location of the beads, bronze beads, bells and four more pendants of mollusks shells (fig. 7: 1), it can be seen that the collar of the child’s clothes in the neck area was decorated with monochrome beads and small beads sewn on, and four shell pendants that were sewn onto the child’s clothes in the chest area (fig. 7: 3). Polychrome beads (eye-shaped and striped), together with cast bronze bells and bronze beads, were threaded into the child’s braids (fig. 7: 4). In the investigated burials, the shell pendants resembled protective amulets. The connection of these jewelry with the water element, their shape and colour (white/ pearl) indicate that they are related to the cult of the Moon and are a symbol of the Great Goddess — the mother/ progenitor of all living beings and the giver of all life’s blessings. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Інститут археології НАН України uk_UA
dc.relation.ispartof Археологія
dc.subject Публiкацiї археологiчного матерiалу uk_UA
dc.title Мушлі як елемент вбрання населення салтівської культури (за матеріалами біритуального могильника Червона Гірка) uk_UA
dc.title.alternative Раковины как элемент костюма населения Салтовской культуры (по материалам биритуального могильника Красная Горка) uk_UA
dc.title.alternative Shells as a Costume Element of the Population of the Saltiv Culture (based on Materials from the Chervona Hirka Biritual Burial Ground) uk_UA
dc.type Article uk_UA
dc.status published earlier uk_UA
dc.identifier.udc 904.25(477.54)”654“-035.56


Файли у цій статті

Ця стаття з'являється у наступних колекціях

Показати простий запис статті

Пошук


Розширений пошук

Перегляд

Мій обліковий запис