Аналіз динаміки поширення золотих прикрас серед населення Передгірського Криму в перших століттях н. е. призводить до висновку, що пік розповсюдження їх збігається з часом нестабільної ситуації.
Рассмотрена динамика распространения золотых украшений среди населения Предгорного Крыма в первые ве ка н. э. На примере могильника Заветное как наиболее представительного памятника (наряду с УстьАльминским некрополем) по количеству выявленных на нем ювелирных изделий показано, что абсолютное большинство по гребений с золотыми украшениями относится к середине—третьей четверти или второй половине i в. Только отдельные комплексы, содержащие, как правило, небольшие предметы из золота, датируются более поздним вре менем: ii — первой половиной iii вв.
Новый всплеск популярности золотых украшений, как и сложение нового ювелирного стиля (так наз. киш пекского), отмечается лишь в середине — второй половине iii в., когда золотые изделия вновь становятся мас совыми и нередко встречаются в погребениях целыми наборами. В iv в. золото снова становится редкостью, и лишь в конце столетия ситуация опять резко меняется — повсеместно распространяются вещи так называемого гуннского полихромного стиля.
Сопоставление данной динамики с политической историей Северного Причерноморья, известной по пись менным источникам, приводит к заключению, что всплески популярности ювелирных изделий четко совпадают по времени с деструктивными периодами в его истории. Так, середина—третья четверть i в. — время появления на исторической арене алан, период их походов в закавказские страны и мощной подвижки сарматских племен к западу; середина—вторая половина iii в. — эпоха готских походов, вторжение готов в Причерноморье и разгром ими большинства экономических центров региона; последняя четверть—конец iv в. — нашествие гуннов, начало эпохи Великого переселения народов.
В результате можно сделать вывод, что чем более насыщена эпоха различными социальными потрясениями, тем ярче и выразительнее ювелирный стиль. И, напротив, спокойные и стабильные времена непременно ведут к деградации и забвению ювелирного искусства; достаток и благосостояние начинают измеряться не размерами и массой золотых украшений, а количеством и разнообразием инвентаря, наличием дорогих импортных изделий, роскошной посуды и «диковинных» безделушек. Новые потрясения вновь обращают взгляд людей к «вечным ценностям» — золотым украшениям, что быстро приводит к формированию нового ювелирного стиля.
Таким образом, золотые украшения представляют интерес для науки не только как выдающиеся произведения древнего искусства, отражающие уровень технического развития общества, его эстетические и духовные воззрения, но и как важный исторический источник — индикатор интенсивности политической жизни народа, насыщенности его эпохи различными социальными потрясениями. Пристальное изучение ювелирных изделий именно с этой точки зрения в будущем несомненно позволит поновому осветить многие стороны жизни древних обществ.
Considered is the dynamics of golden adornments spread among the population of the Crimean foothills in the first centuries aD. Based on the example of Zavitne burial ground as the most representative site (along with ustalma necropolis) by the number of jewellery found there it is shown that the absolute majority of burials with golden adornments belong to the middle and the third quarter or the second half of the 1st c. Only some assemblages containing as a rule small golden items are dated by the later period: the 2nd and the first half of the 3rd c.
a new wave of golden adornments popularity, as well as the creation of a new style in jewellery (so called kishpek) is marked only in the middle and in the second half of the 3rd c., when golden products became mass again and were often found within the whole sets in the burials. in the 4th c., gold became rare again and only at the end of the century the situation suddenly changed again: items of the so called huns polychrome style spread everywhere.
Comparison of this dynamics with the political history of the north coast of the Black sea known from the written sources leads to the conclusion that raises of jewellery’s popularity clearly coincide with destructive periods in the history of the Black sea region. For instance, the middle and the third quarter of the 1st c. is a period when the alans appeared on the historical arena, a period of their campaigns into the south Caucasus countries and of a strong movement of the sarmatian tribes to the west; the middle and the second half of the 3rd c. is the epoch of the Goth’s campaigns, their incursion into the Black sea region and devastation of most of economic centres in the region; the last quarter and the end of the 4th c. is a period of the huns’ invasion and the beginning of Great movement of the nations.
Consequently, a conclusion can be made that the more epoch is filled with various social shocks, the more bright and expressive is the style in jewellery. and on the contrary, calm and stable period leads to the degradation and oblivion of jeweller’s art. Welfare and prosperity start to be evaluated not by size and weight of golden adornments, but by the variety of the inventory, by expensive imported products, luxury ware and exotic trifles. new shocks again turn the people’s attention to the «eternal values», i. e. golden adornments, which quickly lead to the creation of a new style in jewellery.
Thus, golden adornments are of interest for the science not only as the extending pieces of ancient art reflecting the level of technological development of the society, its esthetical and spiritual convictions, but also as an important historical source: the indicator of density in a nation’s political life and of epoch’s saturation with various social upheavals. rapt study of jewellery from this very point of view will undoubtedly allow in future elucidating in a new way many aspects of ancient societies’ lives.