Наукова електронна бібліотека
періодичних видань НАН України

Релігійна належність давньоруських камерних поховань

Репозиторій DSpace/Manakin

Показати простий запис статті

dc.contributor.author Бiбiков, Д.В.
dc.date.accessioned 2023-12-04T13:49:05Z
dc.date.available 2023-12-04T13:49:05Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.citation Релігійна належність давньоруських камерних поховань / Д.В. Бiбiков // Археологія. — 2020. — №. 1. — С. 69–79. — Бібліогр.: 40 назв. — укр. uk_UA
dc.identifier.issn 0235-3490
dc.identifier.other DOI: https://doi.org/10.15407/archaeologyua2020.01.069
dc.identifier.uri http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/195360
dc.description.abstract Розглядається поширена останніми роками гіпотеза про належність камерних гробниць або певної їх частини першим давньоруським християнам. Аналізуються знахідки в подібних похованнях християнських символів, язичницьких амулетів, свічок, візантійських монет. uk_UA
dc.description.abstract Статья посвящена дискуссионной проблеме религиозной принадлежности камерных погребений эпохи викингов на территории Древней Руси. Особое внимание уделено находкам в таких комплексах крестообразных подвесок и накладок; делается вывод об их сакральном значении. При этом учитывался широкий контекст таких находок: их место среди погребального инвентаря, сочетание крестов с другими группами амулетов, состав остального инвентаря, положение тел и половозрастной состав покойников, другие обрядовые черты. Христианские символы часто находят в сочетании с предметами византийского происхождения. Если крест входил в состав ожерелья, ему отводилось центральное место. Некоторые предметы изготавливались специально для погребальной церемонии. Также роль христианских символов в камерных погребениях могли играть свечи и византийские монеты- 78 ISSN 0235-3490 (Print), ISSN 2616-499X (Online). Археологія, 2020, № 1 подвески. Амулеты, которые принято считать языческими, достаточно редко встречаются в камерах. В свою очередь, крестообразные подвески и накладки практически не встречаются в кремационных захоронениях. Культурные импульсы, связанные с проникновением на Русь отдельных элементов христианского погребального обряда, исходили как из Византии, так и из стран Центральной и Северной Европы. Одним из таких элементов стало появление в камерных погребениях дополнительной конструктивной детали — деревянного гробовища. Разницей в религиозных верованиях умерших можем объяснить наличие биритуальних парных захоронений. Вероятно, изначально камерный обряд по своей сути был языческим. Однако постепенно его стали использовать неофиты из числа древнерусской элиты, ведь обряд этот отвечал главному требованию христианских миссионеров — отказу от сжигания покойников. Некоторые обрядовые черты «камер с крестами», такие как сидячие позы покойников или наличие сопроводительных захоронений рабынь и лошадей, можно расценивать скорее как проявления этносоциального, а не религиозного сознания. Часть таких захоронений были совершены уже после крещения 988 г., что свидетельствует о крепком укоренении традиционных погребальных обычаев. Дальнейшие исследования камерных погребений позволят получить новую ценную информацию о ранних етапах христианизации Руси. uk_UA
dc.description.abstract The article is devoted to the discussion of the religious identity of Viking age chamber burials in the territory of Ancient Rus. Particular attention is paid to the finds in such complexes of cruciform pendants and linings; their sacred meaning is concluded. The wide context of such finds was taken into account: their place among the burial equipment, the combination of crosses with other groups of amulets, the composition of the rest of the equipment, the position of the bodies, age and sex composition of the dead, and other ritual features. Christian symbols are often found in combination with artifacts of Byzantine origin. If the cross was a part of the necklace, it was given a central place. Some items were made specifically for the funeral ceremony. Wax candles and Byzantine coin pendants could also play the role of Christian symbols in chamber burials. Amulets, commonly considered pagan, are quite rarely found in chambers. In turn, cruciform pendants and linings are almost never found in cremation graves. Cultural impulses associated with the penetration into Ancient Rus of certain elements of the Christian funeral rite, came from both Byzantium and the countries of Central and Northern Europe. One of such elements was the appearance in chamber burials of an additional structural part — a wooden coffin. Differences in the religious beliefs of the dead can be explained by the presence of biritual pair burials. Initially, the chamber rite was pagan in its essence. However, it was gradually used by neophytes among the ancient Rus elite, because the rite met the main requirement of Christian missionaries — denial of burning the dead. Some of the ceremonial features of “chambers with crosses”, such as sitting postures of the deceased or the presence of accompanying burial places for slaves and horses, can be regarded as manifestations of ethnosocial rather than religious awareness. Some of these burials were made after the christening of 988, which testifies to the strong rooting of traditional burial customs. Further study of chamber burials will provide new valuable information on the early stages of the Christianization of Ancient Rus. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Інститут археології НАН України uk_UA
dc.relation.ispartof Археологія
dc.subject Статтi uk_UA
dc.title Релігійна належність давньоруських камерних поховань uk_UA
dc.title.alternative Религиозная принадлежность древнерусских камерных погребений uk_UA
dc.title.alternative Religious Appropriation of Ancient Rus Chamber Graves uk_UA
dc.type Article uk_UA
dc.status published earlier uk_UA
dc.identifier.udc [904.5:291.3](477)"653"


Файли у цій статті

Ця стаття з'являється у наступних колекціях

Показати простий запис статті

Пошук


Розширений пошук

Перегляд

Мій обліковий запис