До наукового обігу вводиться колекція астрагалів, які
походять з поховальних комплексів ранньосередньовічного Верхньо-Салтівського катакомбного могильника та
зберігаються у фондах Харківського історичного музею
імені М.Ф. Сумцова.
В статье характеризуются 332 астрагала, найденные в 49 погребальных комплексах раннесредневекового катакомбного могильника у с. Верхний Салтов экспедициями Харьковского исторического музея имени Н.Ф. Сумцова с 1985 по 2018 г. В коллекции имеются астрагалы практически всех типов и видов. Большинство артефактов публикуется впервые. В коллекции присутствует пять битков, отличающихся от других астрагалов просверленными
отверстиями, заполненными свинцом. Астрагалы без каких либо следов дополнительной обработки встречены
в 32 погребальных комплексах (всего 180 экз.). Эту группу дополняют кости, у которых заметны следы незначительной подточенности с одного или двух боков (44 экз.). Остальные астрагалы относятся в основном к двум
видам: со следами подточки и со сквозным отверстием (26 экз.) и без следов подточки со сквозным отверстием
(50 экз.) На трех астрагалах со следами подточки присутствуют незаконченные отверстия для подвешивания. На
семи астрагалах с отверстиями были зафиксированы граффити. Их могли нанести на астрагалы как на фигуру для
игры, так и на подвеску-амулет. Граффити выявлены на 21 астрагалах из 9 погребальных комплексов в виде знаков, имеющих многочисленные аналоги в памятниках народов Евразии. Исследованный материал иллюстрирует
существование у алан салтово-маяцкой культуры разнообразных игр на выбивание, на вбрасывание, на удачу.
Астрагалы с просверленными отверстиями использовались в качестве амулетов. Свойства таких амулетов могли
усиливаться путем нанесения на них граффити. Астрагалы с граффити могли использоваться и при гадании.
In the article there are examined 332 ankle bones, which were found in 49 burial complexes of the catacomb necropolis
in the village Verkhnii Saltiv (Upper Saltiv), provided by the expeditions of Kharkiv Historical Museum named after N.F.
Sumtsov in 1984-2018. The collection contains of almost all types and kinds of anklebones. Most artifacts are published for
the first time. The collection has five cues. These ankle bones are distinguished from other by holes drilled in them, filled
with lead. Ankle bones without any traces of additional processing were encountered in 32 burial complexes (a total of 180
pieces). This group of ankle bones is supplemented with bones, in which there are visible traces of insignificant underflow
from one or two sides (44 pieces). The rest of the ankle bones are mainly of two types: ankle bones with traces of undercuts
and with a through-hole (26 pieces); ankle bones without undercuts with a through-hole (50 pieces). On three ankle bones
with traces of undercuts there are unfinished holes for hanging. On seven ankle bones with hanging holes, graffiti were fixed,
which could be applied on ankle bones, both when they were used for the game, and after they were turned into an amulet
pendant. In general, graffiti was revealed on 21 ankle bones from 9 burial complexes. Graffiti is represented by signs that
have the broadest analogies among the signs originating from the monuments of different peoples of Eurasia. The material
studied illustrates the existence of a variety of knockout games, throw-ins, and luck games among the Alanian population
of Verkhnii Saltiv. Anklebones with drilled holes were used as amulets. The properties of such amulets were enhanced by
applying graffiti on them. Anklebones with graffiti could also be used for fortune telling.