Анотація:
Периодизация и хронология позднетрипольских памятников, как и предшествующего времени, — важная составная часть проблемы позднего Триполья.
Накопление новых больших материалов за последние годы вызвало необходимость более дробного членения этапов развития трипольской культуры, намеченных Т. С. Пассек. В связи с этим этапы ВII, γI, СI, γII, СII разделены на два подэтапа каждый. Пред¬ложен новый этап для памятников расцвета культуры — ВIII, разделенный в свою очередь на три подэтапа. В них включены разновременные поселения с зооморфной и антропоморфной росписью на сосудах, прежде относимые к началу позднего Триполья {этапы γI, СI). Согласно этой схеме памятники рассматриваются в хронологической последовательности по локальным группам.
На основании стратиграфических данных, импортов и типологических сопоставлений (при совпадении всей суммы основных признаков керамики) установлено синхронизационное соотношение некоторых трипольских памятников между собой и с памятниками окружающих и отдаленных культур.
В развитии культуры Триполья намечается несколько этапов:
1. С начала среднего Триполья слагается две крупные культурно-исторические области. Одна из них отвечает ареалу расписной керамики, вторая — керамике с углубленным орнаментом.
2. В меру распространения обеих областей происходит их культурная дифференциация на локальные группы.
В результате длительного взаимодействия сложных процессов племен трипольских локальных групп этапов γI — СI с населением других культур, в первую очередь степных, формируются позднетрипольские культуры: софиевская, усатовская, северная лесостепная с ее городско-волынским вариантом.
В северной лесостепной позднетрипольской культуре слагаются элементы подкарпатской культуры шнуровой керамики, раннего этапа верхнеднестровской группы. В сложении культур шнуровой керамики принимали участие и усатовские племена.