Культ Афродиты известен в Херсонесе со времени основания полиса и всегда пользовался большой любовью и популярностью. В период поздней классики и раннего эллинизма в Херсонесе известны привозные терракоты Афродиты (Аттика, Беотия, возможно Коринф). Но в последующий период эллинизма среди изображений Афродиты явно преобладают работы местных мастеров. Афродита изображалась как в одежде, так и полуобнаженной, с ней часто Эрот, а также животные и птицы ей посвященные. После времени Праксителя среди херсонесских терракот доминирует образ полуобнаженной богини. Как и все эллины, херсонеситы видели в Афродите богиню любви и красоты, но в отличие от других, наделили Афродиту чертами хтонизма. В первые вв. н. э. культ богини из частного становится в Херсонесе государственным (возможно, под влиянием Рима). Но смена статуса не повлияла на суть культа Афродиты в Херсонесе. Она по-прежнему выступает в двух ипостасях — богиня любви, красоты, благополучия, с одной стороны, а с другой — богиня с хтонической сущностью. Эпиклез богини херсонесская эпиграфика не сохранила.
Культ Афродіти відомий в Херсонесі з часу заснування полісу і завжди користувався великою любов’ю та популярністю. У період пізньої класики і раннього еллінізму в Херсонесі відомі привозні теракоти Афродіти (Аттика, Беотія, можливо Корінф). Але в наступний період еллінізму серед зображень Афродіти явно переважають роботи місцевих майстрів. Афродіта зображувалася як в одязі, так і напіводягнена, з нею часто Ерот, а також тварини і птахи їй присвячені. Після часу Праксителя серед херсонеських теракот домінує образ напівоголеної богині. Як і всі елліни, херсонесити бачили в Афродіті богиню любові і краси, але на відміну від інших, наділили Афродіту рисами хтонізма. У перші ст. н. е.. культ богині з приватного стає в Херсонесі державним (можливо, під впливом Риму). Але зміна статусу не вплинула на суть культу Афродіти в Херсонесі. Вона, як і раніше, виступає в двох іпостасях — богиня любові, краси, благополуччя з одного боку, а з іншого — богиня з хтонічною сутністю. Епіклези богині херсонеська епіграфіка не зберегла.
In ancient Chersonesos the cult of Aphrodite was known since the state was founded. This cult was one of the most popular and loved. During the Hellenistic period the cult of Aphrodite was a personal cult as well, and had two aspects. Aphrodite represented the Goddess of love and beauty, and chthonic deity. For the agricultural Dorians chthonic side of the agricultural gods was always very important (Aphrodite belonged to a category of the agricultural gods since the ancient times). In the second half of the 2nd c. AD the status of Aphrodite in the Chersonesos pantheon is changing. Perhaps under the influence of Rome her cult becomes the official cult of the state. But the essence of the cult of Aphrodite in Chersonesos remains the same: she is the Goddess of love and beauty and the representative of the underworld.