На ґрунті синхронізації епонімного літочислення викладено методику просопографічних досліджень (зокрема, датування) написів Ольвії IV—I ст. до н. е. і наведено приклади її застосування.
Известно, что хронология событий социально-политической истории, например, Милета базируется на датировке лапидарных надписей, выполненных на основе синхронизации (т. е. привязки к современному летоисчислению) милетского эпонимного календаря; при этом хронологическим репером для синхронизации стал известный
факт исполнения должности эпонима в 333 г. до н. э. Александром Македонским.
Предлагаемая публикация посвящена краткому изложению результатов исследования по решению аналогичной задачи (в первом приближении) для Ольвии Понтийской IV—I вв. до н. э. Базовым документом принят
каталог эпонимов-жрецов храма Аполлона (IOSPE 201), диахронный характер которого в последние десятилетия
признан ведущими учеными.
Решение задачи синхронизации ольвийского эпонимного летоисчисления возможно на основе просопографических исследований. Автором выполнен комплексный анализ (с позиций математики и хронографии, генеалогии и
просопографии) каталога IOSPE 201 и 75-ти персонифицированных надписей догетской Ольвии. На основе исследований ученых были приняты условные диапазоны начала и окончания ведения каталога и ряд хронологических
реперов: год Клеомброта Пантаклова, а также «год Аполлона». Представив каталог ІOSPE 201 в виде математической модели-матрицы, появилась возможность в первом приближении связать ольвийское эпонимное и современное летоисчисление на основе математической задачи линейного программирования. Единственного решения эта
задача не имеет, тем не менее, предложена некая «средняя» модель, которая подверглась дальнейшему анализу. Она
построена так, что множество возможных вариантов решения синхронно смещают даты начала/окончания ведения
каталога, практически не изменяя хронологию сохранившейся его части. Принятые вначале условные хронологические реперы в дальнейшем подтверждены тем, что в каталоге была выявлена информация по таким датированным
событиям, как осада Ольвии Зопирионом, а также, вероятно, о радикальной демократизации общества, упомянутой
Макробием и др. Кроме того, выявлен ряд нумизматических соответствий, которые подтверждают синхронизацию
ольвийского эпонимного летоисчисления в первом приближении.
Одновременно изучение каталога IOSPE 201 выполнялось с позиций генеалогии и просопографии. При
этом создавалась и совершенствовалась методика отождествления персонажей (набор критериев, по которым
личность эпиграфического документа причисляется к какому-либо роду). Установлено, что каталог содержит
перечень лиц, относящихся в основном к нескольким знатным родам, что дало возможность построить фрагменты родословных ветвей Дионисиев, Леократидов—Евресибиадов, Пантаклов—Клеомбротов, Аристократидов, Протогенов—Геросонов—Геродоров, Никератов. Намечено также существование родов «второго эшелона».
Установлена просопографическая основа ольвийской лапидарной эпиграфики: около 93 % персонифицированных надписей догетской Ольвии упоминает представителей пяти главных родов. Сопоставление тождественных
имен (и/или имен родственников в нескольких поколениях), присутствующих в синхронизированном каталоге,
и персонажей 75-ти лапидарных надписей позволило на основе метода счета поколений рассчитать относительно точные хронологические периоды деятельности этих персонажей, т. е., в сущности, датировать эти надписи.
Подавляющее большинство уточненных датировок надписей укладывается в хронологические рамки, установленные несколькими поколениями исследователей. В заключительной части приведены примеры использования
просопографической методики к реконструкции и датировке лапидарных надписей Ольвии IV—I вв. до н. э
It is known, that the chronology of events in the social and political history of, for instance, Miletos is based on the
dating of lapis inscriptions which were made on the basis of synchronization (i.e. co-relation to the contemporary calendar)
of the Miletian eponymous calendar; and for all that the chronological datum point for synchronization was a well-known
fact of taking up a post of eponym by Alexander of Macedon in 333 BC.
The current publication is devoted to the brief description of results of the research in solving of analogous problem (to
a first approximation) for Olbia Pontic in the 4th—1st centuries BC. The Catalogue of eponymous priests of the temple of
Apollo (IOSPE 201) is assumed as datum document, which diachronic nature has been admitted by foremost scholars in
the last decades.
Solving the problem of synchronization of Olbian eponymous calendar is possible based on the prosopographic research.
The author has comprehensively analyzed (from stand-points of maths and chronology, genealogy and prosopography) the
Catalogue IOSPE 201 and also 75 personified inscriptions of pre-Getaic Olbia. Based on the research of scholars, conditional
ranges of the beginning and the end of recording in the Catalogue and several chronological datum points were assumed: a
year of Kleombrotus of Pantakles and also «a year of Apollo». Having presented the Catalogue IOSPE 201 as a mathematic
model-matrix, it appeared possible, as a first approximation, to link Olbian eponymous and the contemporary calendars based
on the mathematic task of linear programming. The task does not have a single solution, however, certain «middle» model is
proposed, which was further analysed. It is constructed in the way that many possible variants of solutions synchronically move
the dates of the beginning/ending of the recording in the Catalogue, practically not changing the chronology of its preserved
part. Accepted at the beginning, conditional chronological datum points were later confirmed by the finding in the Catalogue
the information about such dated events as the siege of Olbia by Zopyrion, and also, probably, information about radical
democratization of the community mentioned by Macrobius, etc. Moreover, a series of numismatic correspondences were
discovered which corroborate the synchronization of Olbian eponymous calendar as a first approximation.
Simultaneously, the study of the Catalogue IOSPE 201 was conducted genealogically and prosopographically. At the
same time, the methods of identification of personages were created and improved. It has been determined that the Catalogue
contains a list of persons belonging mainly to several noble families that allowed the author to develop fragments of genealogy
branches of Dionisiai, Leokratidai-Euresibiadai, Pantaklai-Kleombrotai, Aristokratidai, Protogenai-Herosonai-Herodotai,
and Nikeratai. Existence of families of «the second range» is also outlined. Prosopographical base of Olbian lapis epigraphy
is determined: in about 93 % of personified inscriptions in pre-Getaic Olbia the representatives of five main families are
mentioned. Comparison of identical names (and/or names of relatives in several generations), listed in the synchronized
Catalogue and personages of 75 lapis inscriptions allowed the author based on the method of counting generations to
calculate relatively precise chronological periods of activities of these personages, i.e. properly to date these inscriptions.
The significant majority of more precisely determined dates of inscriptions corresponds to chronological frames determined
by several generations of scholars. In the conclusive part of the article the examples of usage of prosopographical methods in
reconstruction and dating of the 4th—1st centuries BC lapis inscriptions of Olbia are given.