Стаття присвячена проблемі етнічного складу населення Ольвії в перші століття нової ери. Автор намагається вирішити питання, переважно скіфи чи сармати дали значну кількість іраномовних імен у ольвійських написах.
Наличие значительного количества иранских имен в эпиграфике Ольвии I—III вв. н. э., чеканка монет варварскими царями Фарзоем и Инисмеем, находки отдельных предметов с сарматскими знаками, а также сообщение Диона Хрисостома о нахлынувшей в греческие города массе варваров — все это дало основание для выводов о наличии варварского элемента в составе гражданской общины Ольвии. Однако, его степень и характер определяются по-разному.
Автор считает, что появление иранских и греко-иранских имен у ольвийских граждан следует связывать с достаточно длительным процессом эллинизации окружавших Ольвию скифов. После гетекого разгрома, вероятно, именно в их среде нашли пристанище оставшиеся в живых ольвиополиты. В конце I в. до н. э. они вместе восстанавливают город и заново создают его гражданскую общину. Ольвия по своей сути является обычным античным полисом, комплекс материальной и духовной культуры которого в основном остается эллинским. Данные некрополя свидетельствуют об этнической однородности населения. Согласно антропологическим данным в Ольвии представлен понтийский вариант средиземноморской расы, обнаруживающий сходство по дифферерешщрующим признакам со скифами и отличия — от сарматов.
Контакты с сарматами, безусловно, существовали, однако они носили достаточно сложный характер. Маловероятно, чтобы последние могли войти в состав гражданской общины Ольвии и за достаточно короткий срок стать ее натурализованными гражданами. Это гораздо более понятно относительно давних соседей Ольвии — скифов.
A considerable amount of Iranian names in epigraphy of Olbia in the Isl-3d cent. A.D., coinage by barbarian tsars Pharzoi and Inismei, findings of certain things with Sarmatian symbols, as well as evidence of Dio Chrysostom about the masses of the Barbarians rushed into Greek towns, gave grounds for conclusoin about the presence of the Barbarian element in the composition of the civil community of Olbia. But its level and type are determined differently.
The author considers that the appearance oflranian and Greek-Iranian names of Olbian citizens is to be associated with a rather long-time process of Hellenization of the Scythians surrounding Olbia. It was, probably, that surroundings, where the Olbiopolnes who survived the defeat caused by Getes found their refuge. At the end of the 1st cent. B.C, they all restore the town and renew its civil community. Olbia, in its essence, remains a conventional antique polis with Hellenic material and spiritual culture. Data obtained from the necropolis show ethnic homogeneity of the population. Anthropological data show that in Olbia there was a Poniian variant of the Mediterranean race showing similarity of differentiating indications with the Scythians and differences from the Sarmatians.
Contacts with the Sarmatians, undoubtedly, existed, but they were rather intricate. It is unlikely that the Sarmatians were enrolled into the civil community of Olbia and became Its naturalized citizens for rather a short period. It is much more probable as related to the Scytnians, old neighbours of Olbia.