У статті критично аналізується концепція, що декларує відмову від пошуків культурно-етнічних еквівалентів пам’яток групи Новочеркаського скарбу в Північному Причорномор’ї на підставі їх «надкультурного характеру».
В статье рассматривается концепция о надкультурном (или общекультурном) характере древностей типа Новочеркасского клада 1939 г. в Северном Причерноморье, получившая определенное освещение в трудах по предскифской проблематике.
Критический анализ всех ее основных пунктов убеждает в тенденциозности и ошибочности последней и еще раз подтверждает безусловную реальность существования на Юге Восточной Европы особой группы памятников предскифского периода, характеризующихся определенным погребальным обрядом и вещевым комплексом, разительно отличающимся от собственно скифского материального комплекса.
Это позволяет обоснованно оставить за очерченным кругом памятников статус
культурной группы или культуры и, учитывая в первую очередь их очевидное отличие от скифских памятников, а также хронологические позиции, соотнести их с древностями исторических киммерийцев.
Having been elucidated in works on the prescythian problems, the conception on superculture (or general culture) character of antiquities like the Novocherkassk hoard of 1939 in the North Black Sea area is considered in the paper.
Critical analysis of all basic points of the conception proves its tendentiousness and erroneousness and once more confirms an undoubted reality of existence of a peculiar group of relics of the prescythian period in the south of East Europe. These relics are characterized by certain burial rites and a set of articles differing distinctly from the scythian material complex.
This permits remaining with good reason, a status of a cultural group or culture to the outlined range of relics and, allowing for their evident difference from the scythian monuments in the first Lurn, as well as for chronological positions, correlating the above relics with the antiquities of historical Cimmerians.