У складі Києво-Печерського Патерика міститься знамените Сказання про побудову Великої Печерської церкви, що виводить першопочатки Успенського собору від Влахернської церкви у Константинополі. У статті зроблено спробу довести пізнє прилаштування цієї легенди до Печерської обителі та встановити початкового адресата Сказання, яким, на думку автора, була Влахернська церква Кловського Стефанича монастиря.
В Киево-Печерском Патерике помещено известное «Сказание о создании Печерской церкви». Согласно той редакции, которая дошла в составе этого памятника, в послании епископа Симона к монаху Поликарпу (нач. XIII в.), неким греческим мастерам явилась, вызвав их во Влахернский храм, Богородица в образе императрицы и, выразив желание построить в Киеве церковь, дала им средства, мощи святых и наместную икону Богородицы.
В XIII в. эта легенда связывалась с Успенским собором Печерского монастыря. В исторической литературе установилось мнение, что датировать рождение сказания следует концом XI в.
В статье, основываясь на внутренней критике текста «Сказания», обнаруживающей сложность состава легенды, высказывается предположение о ее позднем происхождении (XIII в,).
Первоначально, надо полагать, «влахернская легенда» относилась к Влахернской церкви на Клове, фундаменты которой обнаружены в 1963 г. в результате археологических раскопок. В пользу такого вывода свидетельствует тождество праздников, которым были посвящены Константинопольская и Киевская Влахернские церкви: Положения Ризы Богоматери (тогда как Печерская церковь — Успения). Приурочиванию «влахернской легенды» к Печерской церкви препятствует и анализ иконографии наместной ее иконы, не имеющей ничего общего с известными влахернскими иконами. Приводятся и другие аргументы в пользу выдвинутого предположения.
Наконец, приводится фрагмент текста, представляющего истинную легенду об основании Успенской церкви, связывающую ее начало с Софийским собором в Константинополе.
The known «Legend on Creation of the Pechersk Church» is placed in Kiev-Pechersk Paterik. According to this version which came down in this monument in a message of the bishop Simon to the monk Polikarp (the early 13th century) the Virgin in the image of empress turned up before certain Greek skilled craftsmen called them to the Vlakhernskian temple, expressed her desire to build a church in Kiev and gave them means, relic of saints and the vicarious icon of the Virgin.
In the 13th century this legend was associated with the Cathedral of Assumption in the Pecherskian monastery. There is an oppinion in the historical literature that the legend dated back to the end of the 11th century.
Basing on the inner criticism of the «Legend» text which reveals complicacy of the legend composition the authors advance a supposition on its late origin (the 13th century).
Primarily it may be presumed that the «Vlakhernskian Legend» referred to the Vlakhernskian church in Kiev whose basements were detected in 1963 as a result of archaeological excavations. Identity of festivals to which the Konstantinopol and Kiev Vlakhernskian churches were devoted: positions of the Virgin riza (while the Pecherskian church — to the Assumption) testifies to this fact. Attribution of the «Vlakhernskian legend» to the Pechersk church is hampered by the analysis of iconography of its vacarious icon which has nothing in common with the known Vlakhernskiân icons. Other arguments are also advanced to support this supposition.
Finally a fragment of the text is presented which Is a real legend on establishment of the Cathedra] of Assumption connecting its beginning with the Sofia Cathedral in Konstantinopol.