Анотація:
В 1970—1974 гг. Г. С. Тончева исследовала около с. Белоградец в Северной Болгарии большой курган бронзового века, в котором обнаружила гробницу знатного киммерийского воина, сопровождавшуюся каменной стелой. Стела изготовлена без головы и имела изображенные резьбой детали: ожерелье из бус, контуры одеяния и портупейный пояс с находящимися при нем мечом, горитом и точильным бруском. Аналогичными ей оказались стелы из Ольвии и кургана Царева Могила около Кривого Рога. По изображенным на них предметам вооружения, а также по материалам из гробниц эти стелы принадлежат к новочеркасской ступени киммерийской культуры (750—650 гг. до н.э.). Близкие к ним, по более простой схемы памятники происходят из Диногетии-Гарван в Добрудже, с. Константиновки возле Николаева и бывшей Кичкасской переправы в районе порогов на Днепре. С последними по типу прочно связана стела из Гумарово Оренбургской области. Признаки ее те же самые: круг и две черты на месте головы, ожерелье, пояс с изображенным схематически оружием. Таким образом, выяснилось, что киммерийские стелы, как и ряд других важных элементов киммерийской культуры (мечи с крестовидными рукоятями, основные уздечные принадлежности и др.), являются привнесенными из областей карасукской культуры Центральной Азии и Южной Сибири.
Кроме того, в Европейской части СССР выделились еще две предскифских локальных группы стел: ранняя анаиьинская в Волго-Камье (Новомордово) и в Прикубанье (хут. Зубовский, станицы Усть-Лабинская, Армавирская), сибирское происхождение которых также очевидно. В своей местной эволюции они отошли дальше от карасукских прототипов, чем киммерийские. Ананьинские стелы, имеющие вид округлых сверху плит, утратили ожерелья и портупейные пояса с изображенными на них кинжалами, секирами и пр. В Прикубанье стелы превратились в горизонтальные надгробия, отличающиеся декоративностью отделки, с более или менее одинаково оформленными концами, но с ожерельями, поясами, оружием и другими древними признаками. Описанные предскифские стелы расширяют нашу источниковедческую базу, дополняют представление о большой роли карасукского вклада в культуру киммерийцев и других народов Восточной Европы IX—VIII вв. до н. э. По-видимому, проникновение этих форм монументального искусства с востока на запад началось еще на белозерской ступени срубной культуры (XII—X вв. до н.э.).