Стаття присвячена вивченню морфологічних та
технологічних особливостей скляних посудин, виявлених під час досліджень археологічного комплексу
Війтенки на Сході України. Метою дослідження є
порівняльний аналіз прийомів виготовлення та декорування скляного посуду з Війтенків із техніками
виробництва й оздоблення посудин, знайдених в ареалі черняхівської культури на території України та
продукції майстерень римських провінцій.
Статья посвящена изучению технологических особенностей изготовления и декорирования стеклянных сосудов, обнаруженных в ходе исследований археологического комплекса Войтенки на Востоке Украины.
Наблюдения за эволюцией форм, декора и отдельных конструктивных элементов римской стеклянной посуды ведуться почти столетие. За это время исследователи неоднократно отмечали их информационный потенциал в хронологических построениях и поисках центров производства отдельных типов. Технико-технологическое направление в
исследовании стекла нашло свое место и в изучении черняховских древностей. По нашему мнению, и сегодня в комбинации с традиционными археологическими методами оно остается одним из наиболее перспективных путей решения
вопроса происхождения черняховских стеклянных сосудов. Целью нашего исследования является сравнительный анализ технологических особенностей, зафиксированных у стеклянной посуды из Войтенков, сосудов из ареала черняховской культуры на территории Украины и продукции римских провинций.
Проведенный анализ материалов позволяет сделать некоторые выводы. Набор технологических приемов, зафиксированный при изучении стеклянной посуды из Войтенков, находит параллели как среди черняховских стеклянных сосудов, так и среди провинциально-римской продукции. Однако некоторые из них асинхронны существующим в провинциях в позднеантичное время. Хотя одни и те же конструктивные и декоративные элементы
нередко встречаются и у варварских кубков, и у сосудов провинциально-римского круга, хронология их существования у обеих категорий черняховской стеклянной посуды нередко отличается. Наблюдения за хронологией их существования у черняховских сосудов на территории Украины позволяют предположить определенные изменения
в наборе технологических приемов, которые используются для их изготовления и декорирования, появляющиеся
не раньше середины IV в.
This article is devoted to the study of the technological features of the manufacturing and decoration of glass vessels from
archaeological complex of late Roman time – early Great Migrations period at Viitenky in the East of Ukraine.
The observations of the evolution of shapes, decor and individual morphological features of Roman glassware has reached
almost a century in their development now. During this time, researchers have repeatedly emphasized their information potential
in chronological constructions and searches for production centres of certain types. The technical and technological approach in
the study of glass found its place in the investigation of Cherniakhiv antiquities. In our opinion, in combination with traditional
archaeological methods, it remains one of the most promising ways to resolve the issue of the origin of Cherniakhiv glass vessels,
even today. The purpose of our study is a comparative analysis of the technological features of glassware from Viitenky, vessels
from the area of the Cherniakhiv culture in Ukraine and items from the Roman provinces.
The analysis of the materials allows drawing some conclusions. The set of technological methods registered during the
study of glassware from Viitenky finds parallels both among Cherniakhiv glass vessels and among provincial Roman vessels.
However, some of them are asynchronous to those existing in the provinces in late Roman and late Antique times. Despite
the fact that the same morphological and decorative elements occur both among barbarian cups and among vessels of the
Provincial-Roman circle, the chronology of their existence in both categories of Cherniakhiv glassware is often different.
Observations of the chronology of their existence among Cherniakhiv vessels on the territory of Ukraine suggest certain changes in the set of technological methods used for their manufacturing and decoration, which appear no earlier than in the
middle of the 4th century.