Метою публікації є введення в науковий обіг предметів зі зруйнованого поховання пшеворської культури з околиць с. Ямпіль у басейні річки Полтви.
Супровідний інвентар поховання дає змогу зробити
певні висновки про традицію захоронення покійних
у середовищі населення пізньоримського часу в Західному Побужжі.
Погребальные памятки являются важным элементом духовной культуры пшеворского населения Западного Побужья.
Основной формой захоронения являлась кремация в урне или ямке. Обряд трупосожжения доминировал на протяжении
всего времени существования культуры, однако встречаются случаи ингумационных захоронений.
Население пшеворской культуры помещало в могилы оружие, украшения, предметы личного использования и гончарные изделия. Практически все предметы специально повреждались. Встречаются случаи преднамеренного повреждения мелких вещей: фибул, шпор, ножниц, шпилек, игл и т. д.
Один из таких погребальных комплексов был обнаружен т. н. «черными копателями» и передан в КУ ЛОС
«Историко-краеведческий музей» (г. Львов-Винники). Погребальный комплекс содержал ритуально изогнутый меч,
ручку щита и наконечник копья, которые были соединены между собой, железную фибулу и ритуально поврежденный
умбон щита. Четыре железные шпоры были соединены попарно.
Погребальный обряд и найденные в погребении вещи имеют многочисленные аналогии на памятниках пшеворской
культуры на территории Польши и Западной Украины. Среди общего числа погребений пшеворской культуры выделяются захоронения с мечами. Очевидно, что наличие меча — свидетельство высокого социального статуса его владельца.
Совокупность признаков обнаруженного в захоронении материала позволяет уверенно датировать его фазой C1a
—
C2 позднеримского времени (середина — конец ІІІ в. н. э.). Продвижение носителей пшеворской культуры к югу и
востоку в этот хронологический период сопровождалось локальными военными конфликтами. В любом случае пшеворское население в регионе Западного Побужья являлось неотъемлемой частью этнокультурных процессов, продолжавшихся на протяжении всего ІІІ в.
Формирование источниковой базы погребальных памятников пшеворской культуры в будущем позволит выделить
определенные региональные особенности в топографии, погребальном инвентаре и ритуальных действиях. К сожалению, исследование памятников этой археологической культуры на территории Украины остается на низком уровне.
Burial monuments are an important element of the spiritual culture of the Przeworsk population of the Western Buh region.
The main type of burials was cremation in an urn or earthen pit. The cremation rite had dominated throughout its existence,
but there are cases of inhumation burials. Borrowing from the Celts, the population of the Przeworsk culture buried weapons,
jewelry, personal items and pottery. Almost all items were intentionally damaged. There are cases of intentional damage to small
items: brooches, spurs, scissors, pins, needles, etc. One of these burial complexes was discovered by the so-called «black diggers» and transferred to the Lviv Regional Council
«History and Local Lore Museum».
The burial complex contained a ritually bent double-edged sword, a shield handle and a spearhead, which were connected to
each other, an iron brooches and a ritually damaged shield boss. The four iron spurs were connected in pairs.
The funeral rite and the items found in the burial have numerous analogies on the monuments of the Przeworsk culture
in Poland and Western Ukraine. Among the total number of burials of the Przeworsk culture, burials with swords stand out.
Obviously, the presence of a sword is an evidence of the high social status of its owner.
The set of features of the material found in the burial allows us to confidently date it to the phase C1a—C2 of the Late Roman
period (middle — end of the 3rd century AD). The advance of the bearers of the Przeworsk culture to the south and east in this
chronological period was accompanied by local military conflicts. In any case, the Przeworsk population in the region of the
Western Buh was an integral part of ethnic and cultural processes that lasted throughout the 3rd century.
The formation of the source base of funerary monuments of the Przeworsk culture in the future will make it possible to
identify certain regional features in topography, funeral inventory and ritual actions. Given that the study of monuments of this
archaeological culture in Ukraine remains low.