Вводиться до наукового обігу і аналізується декоративна
пластина із зображенням грифона з посаду городища у
с. Зарічне (Сумська обл.). Виріб датується ХІІ—ХІІІ ст.
Можлива інтерпретація — підвіска, накладка або декоративна деталь. Техніка виконання виробу може вказувати на імпортне походження (Візантія, Крим, Болгарія, Близький Схід) або місцеве копіювання імпортного
зразку. Символіка зображення — охоронна.
В статье вводится в научный оборот и анализируется декоративная пластина из рога с изображением грифона,
найденная в 2020 г. на посаде городища у с. Заречное (Тростянецкий район Сумской обл.). Изделие происходит
из объекта, датированного ХІІ—ХІІІ в.
Общая композиция декора изделия выполнена в технике сквозной резьбы. Основные элементы фигуры
грифона (голова, крылья, лапы, хвост) смоделированы в технике низкого рельефа с использованием элементов
выемчатой техники.
Возможная интерпретация изделия — подвеска, накладка или декоративная деталь иного использования.
Стиль изображения грифона является довольно традиционным для древнерусской пластики XI—XIII вв. Он
также имеет аналогии в декоративно-прикладном исскустве Византии, Болгарии, Ближнего Востока. Однако
сквозной декор изделий из кости не был распространен в косторезной традиции в южных регионах Руси. Техника
изготовления изделия может указывать на его импортное происхождение (скорее всего из Крыма или Болгарии).
Не исключено также изготовление изделия на месте по импортному образцу или странствующим мастером.
Символическое значение изображений грифона можно свести к нескольким аспектам: 1) связь с властью, в
том числе в ее сакральных аспектах (элементы украшений элиты); 2) связь с воинской символикой (изображения
на поясных накладках, деталях седла); 3) охранная символика на элементах одежды, украшений как мужских, так
и женских; 4) космологический статус грифона (в частности изображение возле мирового древа) тесно связана с
вышеописанными.
Из контекста выявления декоративной пластины с Заречного (на посаде, вне контекста объектов, связанных
с социальной верхушкой) можно прежде всего предполагать его роль в качестве изделия, которое, помимо чисто
эстетической нагрузки, могло в представлениях своего владельца выполнять охранные функции.
In the article a decorative antler plaque with the image of griffin found in 2020 in the unfortified part of the hill-fort near
Zarichne village (Trostianetskyi district, Sumy Region) is analyzed. The item comes from an object dated from the 12—13th
centuries.
General decorating composition of the product is carved in the through groove technique. The main elements of the
griffin figure (head, wings, paws and tail) were modeled in low relief technique using elements of incised carving.
A possible interpretation of the item is a pendant, bracket or other decorative piece.
The style of the griffin image is quite traditional for Ancient Rus plastic art of the 11—13th c. However, the through
groove decoration of bone products was not common in the bone carving tradition in the southern regions of Rus. The manufacturing technique of the item may indicate its imported origin (most likely from the Crimea or Bulgaria). It is also
possible a local manufacturing as an imitation of the imported sample or by an itinerant craftsman.
The symbolic meaning of the griffin images can be reduced to several aspects: 1) the connection with the authorities
(governance), including in its sacred aspects (elements of the elite’s ornaments); 2) connection with military symbols
(images on belt pads, saddle details); 3) security symbols on details of clothes, jewelry, both male and female; 4) the cosmic
symbolism of the griffin (in particular, the image near the “world tree”) is closely related to the above.
From the context of a decorative plaque from Zarichne (the unfortified part of the hill-fort, outside the social elite’s
objects), one can assume its role as a product that, in addition to a purely aesthetic load, could perform protective functions
in the ideas of its owner.